?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Как развивать ребенка?
младший школьник, часть 1 - мышление

Здесь и далее по этому возрастному периоду придется очень сильно отступить от классических учебников возрастной психологии. Хотя бы просто потому, что заметно серьезное противоречие между теорией (что, якобы, должно формироваться в этом возрасте у ученика младших классов) и между практикой (как устроена система образования - все с точностью наоборот). Например: школьник должен стать субъектом, а не объектом обучения (то есть, иметь инициативу, выбор, целеполагание, и тп.). На практике кто это может позволить в начальной школе в потоке даже если не тридцати, то хотя бы двадцати учеников? Какие могут быть индивидуальные особенности обучения и особенности восприятия? И уж тем более - инициатива и "внутренний план действий", о котором написано в каждом учебнике, освещающем этот возраст? Какой внутренний план и алгоритм, если все начинается и заканчивается "возьмите тетради, запишите число...", упражнения обозначены "от сих до сих", программа имеет жесткие рамки без права отклониться и без указаний ребенок ничего не делает?
ПОэтому мы не будем вникать в то, что так оторванно от практики, а попробуем опираться на психологические законы развития и не приравнивать ребенка возраста 6-10 лет только к роли школьного ученика. Даже нет других обозначений этого возраста - "младший школьник", и все. Но мы будем рассуждать не только с позиции обучения.

Что же происходит в этом возрасте в плане умственного развития? Наконец-то, дождались :) мышление переходит на следующую стадию развития - оно становится словесно-логическим. Предполагается, что к этому возрасту ребенок накопил очень много эмпирического опыта в ходе свободного исследования окружающего мира (новеньким нужно вернуться по тэгу развитие детей на более ранние этапы). То есть, ребенок предстает как ученый, который долго ставит серии опытов, чтобы потом сформулировать свое открытие. В дошкольном возрасте ребенок должен был оперировать материалами и объектами для того, чтобы сейчас он мог абстрагироваться и оперировать понятиями и определениями. В идеале обучение должно строиться по принципу постепенного уменьшения физических действий. То есть, сначала он исследует предметы, понимает, что такое разное количество, учится их пересчитывать с помощью движения (переложить три яблока отсюда туда). Потом он может "оценить количество на глаз", не двигая предметы, но видя их. Потом он может представить себе действие с определенным количеством предметов (то есть три это лишь число три, а не три конкретные яблока). На практике же дети в два года уже "должны" уметь считать без опоры на физические дейтсвия - многие родители учат счету как стихотворению, и арифметике (сложению-вычитанию) без самого важного этапа - физических действий.

Начинают формироваться основные мыслительные операции, такие как сравнение, обобщение, классификация,анализ, синтез (раньше ребенок для того, чтобы совершить операцию сравнения, должен был физически исследовать оба объекта - потрогать, подействовать этими предметами; теперь же он может совершать эту операцию в уме, без непосредственных действий). А вот что такого можно сделать для того, чтобы у нас, домашних родителей, теория не расходилась с практикой, то есть, чтобы ребенок действительно был субъектом обучения и действительно перешел от наглядных действий к умственным - хотелось бы послушать ваши предположения или личный опыт.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
elekravets
Aug. 23rd, 2012 03:30 pm (UTC)
В России, если оставаться в легальном поле, все довольно плохо. Обязательную программу вынь да положь. Конечно, времени у ребенка на домашнем обучении на свои интересы всяко больше, чем если ходить в школу, но проблем с тем, как впихнуть ребенку никуда ему не нужную сакральную школьную программу, все равно хватает.
aksik
Aug. 23rd, 2012 03:54 pm (UTC)
Очень согласна. Мы пока так оформились, но на данном этапе школьная программа не очень докучает, потом будем думать. Понимаю, что российским родителям в этом тяжелее :)
more_sea_yam
Aug. 23rd, 2012 06:44 pm (UTC)
Все так.
Только почему это называется "Как развивать ребёнка?", на мой взгляд больше подойдёт "Не мешайте естественному развитию ребёнка".
aksik
Aug. 23rd, 2012 07:03 pm (UTC)
Эта формулировка выбрана специально, поскольку это самый часто задаваемый вопрос, ведь Многих мам больше волнует, что же такого сделать искусственного, а не создать условия для естесвенного развития, поэтому так и названо, со скрытым смыслом

Edited at 2012-08-23 07:03 pm (UTC)
more_sea_yam
Aug. 23rd, 2012 08:34 pm (UTC)
Понятно. Тут даже скорее не скрытый смысл, а первоначально привлечь внимание, вопрос только сколько из них дочитают пост и как интерпретируют в контексте с заглавием...

За пост, спасибо.
aksik
Aug. 25th, 2012 01:04 pm (UTC)
Я получила ваш вопрос видимо скрытым комментом
Я зочу написать подробнее свой личный взгляд зачем вообще обучаться дома может быть там станет яснее в двух словах не хотелось бы
more_sea_yam
Aug. 25th, 2012 01:43 pm (UTC)
Вопрос предназначался вот этому посту:
http://freeedu.livejournal.com/314837.html?view=5807317#t5807317
Я случайно переслала его вам, но ваше мнение по теме мне интересно.
( 7 comments — Leave a comment )

Почему мы выбрали домашнее воспитание?

1. Мы верим, что дети - "награда от Господа", признаем появление ребенка как Божественное чудо
2. Мы уважаем в ребенке личность.
3. Мы ценим его уникальность и индивидуальность.
4. Мы признаем его право на детство.
5. Мы уверены, что ответственность за наших детей, их жизни, развитие и воспитание - целиком и полностью возложена на нас самих, их родителей.
6. Мы хотим видеть результаты своих усилий и получать плоды своего воспитания.
7. Мы считаем, что дети посланы лично нам, и должны воспитываться в семье, а не у чужих людей.
8. Мы уверены, что ребенок должен расти и воспитываться в атмосфере безусловной любви и абсолютного принятия.

Профиль

deti_v_semje
Дети в семье

Метки

На этой странице

Календарь

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com