?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Чем дальше мы продвигаемся по возрастной психологии, тем чаще приходится говорить "это зависит от того, как пройден предыдущий этап". Но это и на самом деле правда. Чем старше ребенок, тем явственнее плоды родительского воспитания и тем большее значение приобретает опыт предыдущих этапов. Чем младше ребенок, тем основательнее тот фундамент, который мы в него закладываем. Поэтому я на лекциях про подростковый возраст говорю, что это лишь проекция отношений в раннем детстве (и это так).
Говоря о развитии мышления в возрасте младшего школьника (или ребенка от 6 до 10 лет, кому не нравится привязка к школе :)), мы так или иначе должны оглянуться назад. Что было там, в более раннем возрасте? Все эти прекрасные мыслительные операции, которые мы упомянули - анализ, синтез, классификация и прочие - базируется на очень простом действии наблюдения. Точно также, как мышление базировалось на развитии восприятия у малыша. Теперь мы пришли пожинать плоды - умеет ли ребенок сосредоточенно наблюдать, замечать существенное и отделять второстепенное, формулировать результаты наблюдений, внимательно исследовать объект? Поскольку человек существо довольно гибкое, если до этого периода ребенка учили усваивать шаблонную информацию без возможности включать собственный мозг, нужно просто вернуться на этап назад и пока забыть, что "ребенок должен к этому возрасту". Да, лучше не выбивать из ребенка программные требования, а снизить темп и "потерять" какое-то время на кажущийся регресс. В основе мыслительных операций, как уже сказано, лежит наблюдение (оно должно было быть освоено на ранних этапах). Ребенок не просто случайно следит за появившимся в поле зрения объектом, а произвольно соредотачивает на нем внимание и целенаправленно исследует его до получения некоего результата. При этом он может выделить главную и второстепенную информацию. Обычно это проверяют при поступлении в школу, дабы увидеть эти самые умения. Например, ребенку предлагают на картинке собаку и кошку и спрашивают, что общего между ними. Ребенок отвечает "у них есть хвостики", на самом деле это не является объединяющим признаком и не абстрагировано от конкретных деталей (в идеале ждут, что это домашние животные). Тут мы вернемся к предыдущим этапам: чем больше было задействовано кинестетическое восприятие в исследовании мира, тем выше сейчас, в период логики, результат, потому что мозг обрабатывает полученную ранее информацию.
Для того, чтобы у ребенка формировалась аналитико-синтетическая деятельность, для него недостаточно наводящих вопросов и подразумевающихся шаблонных ответов. В этмо случае ребенок должен быть, как мы говорили в предыдущем посте, ученым, который ставит большое количество опытов и потом соединяет результаты нескольких наблюдений. Это вовсе не означает, что занятия должны быть при помощи наборов "юный физик" или "химик", или проходить в непрерывной игровой деятельности, хотя все это тоже хорошо. Это означает, что ребенок не получает готовую информацию, а получает практическую задачу и возможность анализировать (многократно и разносторонне) исследовать объект, дабы вывести собственную "теорию" (скажите мне, что в школе ученики начальных классов познают самостоятельно исследуя?). Чтобы было понятнее, давайте все переведем на занятия первоклашек. Например, учим писать букву. Как надо бы: ребенок видит образец, и далее идет путем проб и ошибок, попутно вырабатывая свой прием письма и свой почерк. Собственно, в попытках понять с какого конца писать эту закорючку и в какую сторону вести сейчас и как закончить, ребенок должен мыслить и разрабатывать свой план действий (внутренний план действий, алгоритм, все учебники возрастной психологии указывают как обязательное достижение возраста начальной школы). Как в действительности происходит: независимо от особенностей моторики все дети изучают одинаковый алгоритм, предложенный сверху, и обязательно пошагово его выполняют, любое отклонение считается ошибкой. Ребенку не нужно обдумывать свои действия и практической задачи он не получает (прописывание закорюк в прописи не является практической задачей, имеющей смысл в обычной жизни). Ребенок лишается главного - возможности размышлять над объектами познания.(да, аналитико-синтетическая деятельность начинает развиваться с незаметных мелочей, а не с защиты докторской).

В общем, на таком принципе построено обучение в начальной школе - образец, общий алгоритм, шаблонный ответ. Это я не к тому, что хоумскулинг наша единственная надежда :) дома тоже можно обучать ребенка шаблонно и отучать его от любознательности. Я к тому, что в этмо возрасте для развития мышления ребенок должен получать больше самостоятельности в исследовании материала и в получении выводов (возможно, они будут ошибочны, но в таком случае ему нужно указать противоречие, а не давать готовый правильный ответ).

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
maria2304
Aug. 28th, 2012 08:18 pm (UTC)
Т.е. письменно писать тоже не учить? Ждать пока дозреет-откроет?
И пусть пишет каждую букву, как это ему удобно?

Вроде как в методике письма предполагается, что до автоматизма отрабатывается навык написания отдельных элементов, затем букв, соединений, чтобы потом ребенок мог, не задумываясь над техникой письма, грамотно писать слова. Ну это насколько я понимаю. И в этом контексте вполне объяснимо и понятно назначени прописей.

Тогда как учить писать? Или не учить? Или какова тогда должна быть помощь со стороны родителя или учителя? (я понимаю про открытие законов в математике, самостоятельное чтение и наблюдения в окружающем мире, но что в письме тоже можно думать и самостоятельно строить план действий - это для меня в общем-то новость; правда письмо - это единственное, из-за чего меня отправили в первый класс, мама была твердо уверена, что она не может меня научить писать письменно правильно, и даже не пыталась, дабы мне потом не переучиваться)

Ну и мадам Лида, например, до сих пор пишет цифры снизу вверх, как ее не учили писать их сверху вниз. Я, конечно, ее не одергиваю каждый раз. Но правильно ли это? Пусть так и пишет, если ей удобно?

Ну и еще. В одной из современных программ для начальной школы практически отсутствует этап прописей - именно палочек-крючочков. Практически сразу письменные буквы и слова. Мини-диктанты во втором полугодии. Но практика показывает, что далеко не все дети справляются. Причем даже не с диктантами, а с написанием отдельных слов, т.к. просто не отложилось в голове, как написать ту или иную букву. В результате родители разными способами занимаются дополнительно (сами, репетиторы, логопеды), чтобы просто отработать навык.

(я не поспорить, а понять, как же всё тогда уложить в какую-то целостную картинку, и каким путем тогда ребенок должен научиться писать письменно - красиво, грамотно и разборчиво)

Edited at 2012-08-28 08:25 pm (UTC)
aksik
Aug. 28th, 2012 08:37 pm (UTC)
Взможно я уже немножко упустила не знаю всех программ по письму из моей дали :)
Но в целом могу сказать, что для меня важнее, чтобы ребенок учился письменно выражать мысли и ребенок возраста первого класса к этому готов. Я не знаю, почему самоцелью является слитное письмо вот прямо срочно и одинаково. Я не знаю, в чем здесь смысл для развития как мышления, так и вообще способов познания. На мой взгляд бывшей учительницы это просто тормозит весь процесс. Я даже многие ошибки не поправляю - пусть само придет. Пшет печатными буквами и пусть пишет мысль. А елси учить слитному пиьсменному, у ребенка вообще все сосредоточено на написании крючков, а смысл? Ну с ивритом у нас пошло почти сразу вслед за печатными, но на иврите письмо не слитное. А с русским показала сама и не сказала, откуда начинать, ты бы видела эти иероглифы почти все в зеркальном отражении :) и то показала только потому что она требовала уметь понимать письменные (в текстах видит и тп). Так вот - определись, что важнее, чтобы ребенок зацикливался на правильности крючков, или чтобы умел выразить мысль? Ну годом позже он научится писать письменные буквы и что, и не "по госту", ведь в конце школы вс еравно будет у каждого свой почерк? И как раз у тех, кого больше всего переучивают, почерк потом "как курица лапой", что и сами не могут прочесть. Цифры тоже не учу писать правильно - как удобно так и пусть пишет. Вообще это советская фишка - правильное написание цифр. Ты видела, как финны пишут цифры :)? Кто во что горазд, взрослые. При этом считают вроде не хуже :)
Навык вырабатыватеся в многократном повторении - тут я согласна. Но ведь это не должно быть тупое повторение бессмысленных действий! У меня ребенок дневник ведет на иврите - по собственной инициативе (с моей помощью ка кнаписать то или иное слово), и знаешь, когда пишет 10 раз подряд такое-то августа, то слово август в общем можно запомнить :) моей частной ученице я велела записывать какие она фильмы смотрела - так мы расстались со многими ошибками в глаголах. В общем, навык вырабатывается в созидательной деятельности, а не в тупой
maria2304
Aug. 28th, 2012 09:24 pm (UTC)
Ну пока мои дети не ходили в школу, я тоже не трогала - пишет и пусть пишет, и хорошо, что пишет. Лида сказки писала на 6-7 страниц А4 печатными буквами (и хватало же терпения!)
М-да, тут тогда надо выстраивать какую-то линию поведения с Системой.
aksik
Aug. 28th, 2012 08:42 pm (UTC)
Да, ведь последовательность обучения тоже может быть любой, наше от крючков к предложениям это еще не закон мироздания :) я помню нам на методике математики показывали учебник какой-то французской программы. Класса второго вроде, вот начальной школы. Поверишь - ни одной цифры. Вообще. Начинаетс дело с теории множеств :) авторы считают, что у ребенка в данном возрасте мышление лучше работает на абстрактном материале, нежели на цифрах и сравнении количества.
maria2304
Aug. 28th, 2012 09:20 pm (UTC)
Теория множеств в таком возрасте меня как раз не пугает. В конце концов, этим как раз ребенок дошкольного возраста занимается многократно - группирует некие предметы в множества: "обувь", "круглое", "транспорт" и пр.
Иосик мне тут на днях выдал: "Мама, вот это и это сочетается (не помню уже что именно), потому что желтое" :) - вот вам и теория множеств.
polinayu
Aug. 28th, 2012 09:19 pm (UTC)
Познакомьтесь с Петром Петровичем Чобитько и с его учениками. Если захотеть писать свои мысли, а еще захотеть писать красиво - каллиграфия на помощь.
Если у ребенка будут примеры красивого написания - это уже стимул постараться написать самой красиво. все начинается с упражнений.
Как кисть или перо ходит по бумаге, так и буквы становятся живыми. А заставляя писать письменно красиво по одному шаблону - не мотивация вовсе.
polinayu
Aug. 28th, 2012 09:23 pm (UTC)
в прошлом веке в гимназиях каллиграфии было по 17 часов в неделю. Дети с физическими недостатками умоляли преподавать им каллиграфию каждый день по 15 минут, а гос.органам не нужны талантливые люди. Каллиграфию убрали из школ, из спец школ, закрыли в Петергофе, убирают ее из академии Штиглица, делают все чтобы она вымерла. Искусство писать красиво.
maria2304
Aug. 28th, 2012 09:26 pm (UTC)
Спасибо.
aksik
Aug. 29th, 2012 01:02 pm (UTC)
Поля, мне очень нравится каллиграфия, и вообще чтобы все делать красиво, не только писать. Но если все делать вовремя и постепенно, и не менять порядок действий. я уверена, что ребенок сначала должен обрести свободу в письменном выражении мыслей - пусть он пишет криво, некрасиво и с ошибками, а потом уже учить его технике. это как пластилин или рисование - сначала одни каракули, но зато идет освоение художественных образов и умение выразить свой образ, а потом уже оттачивание техники.
дореволюционное гимназическое образование было ужасающе мертвым и каллиграфия необходима была для того, чтобы потом взяли работать в присутственное место - нужно было красиво писать чиновникам. а вовсе не от эстетических чувств.

как у Монтессори - дети совершенно не мыслили, писать сочинение не умели, зато писали каллиграфически в 4-5 лет свою пустоту шаблонную.
polinayu
Aug. 28th, 2012 09:36 pm (UTC)
Я читаю и не понимаю как же быть тут, в России, с такими школьными требованиями. Можно, конечно, пойти на хоумскулинг с 8-ми лет.
Марина, мне очень нравятся твои посты на эту тему, а как проверить что сейчас с Варей.
Ужас творится во мне. Я кричу, срываюсь, буквально глаголя ей: "хватит постоянно играть, твое детство прошло. надо помогать и учиться".
Умом понимаю, что надо ставить план каждое утро, объяснять все тихо и спокойно, но нервы не выдерживают.
У Стеши, похоже, кризис 2-х лет. Все сама: открыть холодильник, разбить яйцо, выложить сметану в салат, открыть дверь, сложить вещи, продукты... Все мееедленно, все падает. Стоит отвернутся - весь чай в одной чашке из трех. И Стеша наблюдает, не убирется все в одну. Лужи без конца. Сергей говорит что скоро наша мебель пустит корни.
Что делалет при этом Варя: хохочет от души. Они делят все от куска яблока до нас с Сергеем. На просьбы помочь мне убрать за Стешей - одна и та же фраза: " это не я сделала".
Извини, что не по теме. Я сколько могу рассказываю Варе, показываю чем сама занимаюсь, но как понять чему она научилась? Дать решать задания первоклассников?
Читает она мало, но читает САМА. сама берет стихи и читает. Пишет нам с мужем открытки - сама. Да, просит посчитать мелочь.
aksik
Aug. 29th, 2012 05:54 am (UTC)
Поля глаголить бесполезно абсолютно
Как ты можешь говорить что играть нельзя и детство кончилось! Так всю охоту отобьешь
Самое время для игры это же е еразвитие!
А по поводу домашних обязанностей должны быть четкие требования и последствия невыполнения
paddyradz
Aug. 29th, 2012 09:19 am (UTC)
спасибо.
очень познавательно и логично - а то мне стало уже казаться, что мы на месте топчемся и ерундой маемся вместо систематических занятий:)
а как на счет причинно-следственных связей?
их как развивать? тут мы хромаем заметно, к сожалению. поделитесь опытом, пожалуйста.
aksik
Aug. 29th, 2012 01:03 pm (UTC)
причинно-следственные связи обычно сами собой устанавливаются в познании окружающего мира :) прямо вот даже не знаю как их избежать, а не как их устанавливать :)
more_sea_yam
Aug. 29th, 2012 04:23 pm (UTC)
+1
more_sea_yam
Aug. 29th, 2012 04:28 pm (UTC)
" этмо возрасте для развития мышления ребенок должен получать больше самостоятельности в исследовании материала и в получении выводов"

+1
И в этом и в любом другом.

Спасибо за пост.
( 15 comments — Leave a comment )

Почему мы выбрали домашнее воспитание?

1. Мы верим, что дети - "награда от Господа", признаем появление ребенка как Божественное чудо
2. Мы уважаем в ребенке личность.
3. Мы ценим его уникальность и индивидуальность.
4. Мы признаем его право на детство.
5. Мы уверены, что ответственность за наших детей, их жизни, развитие и воспитание - целиком и полностью возложена на нас самих, их родителей.
6. Мы хотим видеть результаты своих усилий и получать плоды своего воспитания.
7. Мы считаем, что дети посланы лично нам, и должны воспитываться в семье, а не у чужих людей.
8. Мы уверены, что ребенок должен расти и воспитываться в атмосфере безусловной любви и абсолютного принятия.

Профиль

deti_v_semje
Дети в семье

Метки

Календарь

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com