?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

поговорим о так называемом кризисе социализации - кризисе возраста 6-7 лет

из всех кризисных периодов этот в теории представляется самым "притянутым за уши". С одной стороны, логично, что при переходе в новый статус (в позицию школьника) у ребенка наблюдается период адаптации. С другой стороны, в этом возрасте действительно меняется социальная позиция (независимо, идет ребенок в школу или нет. он просто подрос).
Суть в том, что прежние особенности контактов в обществе уже перестают удовлетворять ребенка. Если трехлетки могут по десять раз за короткую игру поменяться предпочтениями и ролями, и понятие друзей еще слишком поверхностно, то на этом возрастном этапе у ребенка уже установлены разные связи. Например, есть постоянные дружеские связи и поверхностные знакомства. Есть любимые друзья, есть приятели и просто такие знакомые, с которыми можно пообщаться от нечего делать. При этом, ребенок с одной стороны может уже устанавливать контакты без помощи взрослых, с другой стороны может непонятно отчего "впадать в ступор" от предложения "пойти познакомиться с этим мальчиком". В межличностных отношениях большую роль уже играет самоконтроль, а не контроль со стороны взрослых (то есть, если раньше взрослым нужно было постоянно разбирать конфликты, теперь дети обращаются к ним за помощью только в особо сложных случаях).

по поводу понятия социализации опять хочется напомнить, чтобы это широкое и глубокое понятие не приравнивали к хождению в садик или школу (новенькие, см. тэг социализация, будет яснее). Кризис социализации 6-7 лет означает, что ребенку уже "малы" предыдущие социальные роли, или их недостаточно. То есть, ему нужно не просто сменить роль (был нешкольник, стал школьник), а расширить его возможности. Школа устроена так, что возможности сужаются: ты теперь на десять лет обречен на одну роль, и все, не дергайся. От этой внутренней неудовлетворенности потихоньку копятся взрывчатые вещества на подростковый возраст, когда ребенок уже бунтует против одной наскучившей роли: "твоя задача сейчас только хорошо учиться! ты прежде всего должен... тебе поступать... это твоя обязанность..." и т.п. для ребенка 6-7 лет как раз важно расширить возможности, а не заточить его в темницу на десять лет. Теперь мы вернемся к тому, что писали про отношение к обществу на предыдущих возрастных этапах: ребенок хочет себя чувствовать "большим" и "нужным". Если можно, например, уже оставить его на площадке без мамы (не роль опекаемого малыша, а роль самостоятельного человека); давать ему новый уровень заданий (мне вот не хватает в окружающем мире мелких лавок, куда можно было бы послать ребенка за булочками или пакетом молока - я в 7 лет ходила в магазин, но тогда были "молочные" и "хлебные", а сейчас только супермаркеты). Также и на новом этапе должна происходить та самая забота о ком-то (мы писали, что ребенок должен научиться давать окружающим, а не только потреблять).

Также к проявлениям этого кризиса относят вдруг появляющееся манерничанье и кривлянье (не обязательно, но бывает) и отказы совершать давно усвоенные обыденные действия. Пугаться не нужно - как обычно, при переходе на следующий этап бывает маленький регресс, это как внезапные заморозки уже наступившей весной :)

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
dmitry_and_annd
Sep. 4th, 2012 04:23 am (UTC)
У нас с ыном получается даать ему самостоятельность - гулять одному с друзьями, ходить в магазин за мелкими покупками (благо у нас много мелких ларьков). А вот с заботой о других, участием в жизн других людей у нас очень плохо. Уповаю на то, что впереди еще пара-тройка лет, чтобы развить и эту сторону. Но пока путь к этому лежт даже через физические наказания(
aksik
Sep. 4th, 2012 04:27 am (UTC)
Ну главное вы за это взялись - развивать заботу о других, постепенно, с терпением, все получится! Хуже когда родители считают, что ребенка нужно растить эгоистом и потребителем
plano_naska
Sep. 4th, 2012 06:58 am (UTC)
А у меня вопрос по поводу школьной социализации.
Вот я противник школьного обучения, но муж настоял и сын в этом году пошел в школу (ему 7 лет), так вот, вы пишите, что:
"То есть, ему нужно не просто сменить роль (был нешкольник, стал школьник), а расширить его возможности. Школа устроена так, что возможности сужаются: ты теперь на десять лет обречен на одну роль, и все, не дергайся. От этой внутренней неудовлетворенности потихоньку копятся взрывчатые вещества на подростковый возраст, когда ребенок уже бунтует против одной наскучившей роли: "твоя задача сейчас только хорошо учиться! ты прежде всего должен... тебе поступать... это твоя обязанность.."

Сторонники школьного образования ответят, но как же крукжки то никто не отменял, вот вам и роль социальная, а помощь по дому вот вам и еще одна новая роль, что им на это ответить?

Я, надеюсь, понятно свою мысль выразила, заранее спасибо за ответ.

Edited at 2012-09-04 06:59 am (UTC)
aksik
Sep. 4th, 2012 10:52 am (UTC)
Так ведь кружки - роль того же ученика, где же еще роли? Я не противница школьного образования в целом (то есть я считаю, например, что лучше всем обойтись без садика, но при этом уверена, что хоумскулинг в школьном возрасте - это для малого процента родителей, я напишу еще об этом). Но вот именно это страдает - это я уже могу сказать как бывшая школьная учительница. Как напялили роль ученика в 1 классе, так и в 10 нникаких изменений. Кружки могут помочь, если там у ребенка есть другая роль, но большинство кружков как раз по школьному принципу - сиди и пассивно воспринимай готовую информацию.
Вот дома должны быть еще роли плюс в обществе
maria2304
Sep. 4th, 2012 07:29 am (UTC)
Вопрос, может не совсем к социализации, хотя и к ней тоже.
Классическое описание этого возраста говорит о том, что у ребенка меняются значимые личности. Т.е. у дошкольников это родители, в нач.школе учитель (мнение родителей отодвигается на второй план, ребенок аппелирует к тому, что "а учительница нам так сказала", даже если он сказала что-то нелепое, переубедить ребенка сложно и т.п.), ну у подростков, как известно, друзья.
Твои мысли, комментарии, мнение на этот счет (можно, конечно, только в рамках этого возраста, а не всё сразу).
Если ребенок вообще не пошел в школу, он всё равно "найдет себе" такого взрослого? Или это "за уши притянутые особенности" просто в связи с тем, что все идут в этом возрасте в школу?

Для меня лично не так страшна школа сама по себе (и проводить там можно не целый день, и организовывать разнообразную деятельность вне и после, и многие всё-таки именно со школы друзей имеют и даже женятся и пр.), сколько очень не нравится вот этот момент, что вдруг родитель становится как бы никем, а у ребенка волей-неволей состояние раздвоенности и выбора, кого слушать.
aksik
Sep. 4th, 2012 11:00 am (UTC)
Я еще напишу обязательно продолжение, а про подростков будем подробно :) видишь ли, в подростковом возрасте потому друзья становятся авторитетом, что родители на ранних этапах отталкивали ребенка и сдавали свою собственную роль (я не скажу, что это будет автоматически правильно, если ребенок просто не ходил в сад, но точно будет лучше, тк дошкольный возраст это возраст 100%авторитета родителей, и как раз тогда они хотят обычно ребенка оттолкнуть и сделать другого взрослого более значимым).
Да, я согласна с тем, что должен быть наставник - авторитетный взрослый, не из семьи, ну вот раньше отдавали "в подмастерья" как раз в таком примерно возрасте (нач.школы). Но сейчас эта роль дается раньше - воспитатель становится фактически источником информации, а не семья, по ключевым моментам, поэтому роли нарушаются раньше. Потом в нач.школе одна учительница обычно (ну плюс физра и музыка, но это не так, как в старшей школе - все предметники). То есть становится роль мамы такой. Классной дамы - которая одна и за все в ответе. Опять же, самая значимая фигура, еще к этому же провоцируют (в России правда завышен авторитет первой учительницы, прямо благоговение какое-то). Ну я бы оставила роль наставника при том, что это не отменяет роль родителей (как роль воспитателя например - он становится и наставником, и "мамой" на целый день). Думаю это оттуда, что в советское время воспитательная функция отнималась у семьи и приравнивалась к образованию
А вообще вопрос очень сложный, да
maria2304
Sep. 4th, 2012 07:32 pm (UTC)
В современной школе и в началке немало предметников (зачастую, клас.рук. ведет русский, чтение, математику, окружающий мир, остальное - труд,изо,физ-ра,английский и еще что-то доп. бывает - другие учителя).

Т.е. новые отношения - с наставником - в этом возрасте всё же имеют право на существование, но это получается здоровым в рамках сугубо какой-то профессиональной сферы и весьма ограниченно по времени?
aksik
Sep. 4th, 2012 07:49 pm (UTC)
Кннечно, имеют, но получаются здоровыми при здоровом прохождении предыдущего этапа (то есть родительь это главный взрослый без всяких но), плюс да это не всеохват, а определенные сферы
aksik
Sep. 5th, 2012 01:12 pm (UTC)
Кстати, вот у нас есть знакомые бедуины и хотя там дети в садиках и школах вообще нет проблемы потери родительского авторитета, в том числе и в подростковом возрасте (семьи мусульманские)
maria2304
Sep. 6th, 2012 08:41 am (UTC)
Т.е. ребенок не будет говорить, что трава-красная, потому что учительница так сказала (ну, трава, может, и очевидная вещь, но есть более тонкие вещи, и переубедить ребенка, порой, сложно)?

И я не только с т.зр.семьи, но и ст.зр. учебников по психологии - ведь везде сплошь и рядом примерно следующее: "мнение учителя становится для ребенка №1, родители отходят на второй план" - т.е. получается и учителей настраивают определенным образом.

Проработав столько лет в христианской школе, когда мне со всех сторон пели "у нас особая атмосфера", я наблюдала, что как ребенка воспитали (воспитывают) дома, какая там атмосфера - такой он и есть. Ну, наверное, если только учитель специально и целенаправленно не работает над тем, чтобы ребенка переделать. Но определенное состояние конфликта в этом возрасте ребенку переживать приходится (по крайней мере, тому, кто пошел в школу).
aksik
Sep. 4th, 2012 11:02 am (UTC)
Да, могу сказать, наблюдая некоторых детей на ДО, что они относятся критичнее к роди наставника, нежели садовские, то есть они привыкли к значимости родителей как источника информации
( 11 comments — Leave a comment )

Почему мы выбрали домашнее воспитание?

1. Мы верим, что дети - "награда от Господа", признаем появление ребенка как Божественное чудо
2. Мы уважаем в ребенке личность.
3. Мы ценим его уникальность и индивидуальность.
4. Мы признаем его право на детство.
5. Мы уверены, что ответственность за наших детей, их жизни, развитие и воспитание - целиком и полностью возложена на нас самих, их родителей.
6. Мы хотим видеть результаты своих усилий и получать плоды своего воспитания.
7. Мы считаем, что дети посланы лично нам, и должны воспитываться в семье, а не у чужих людей.
8. Мы уверены, что ребенок должен расти и воспитываться в атмосфере безусловной любви и абсолютного принятия.

Профиль

deti_v_semje
Дети в семье

Метки

Календарь

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com