?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Эксперты рассказали, какие игрушки не развивают фантазию у детей

Современные интерактивные игрушки блокируют креативное мышление детей, поэтому их должно быть не много, надо отдавать предпочтение традиционным куклам и солдатикам, которые позволяют в каждом конкретном возрасте развивать у ребенка фантазию и способность что-то сделать самостоятельно.

Интерактивные игрушки блокируют креатив

Ситуация на рынке современных игрушек довольно сложная: с одной стороны их огромное количество, а с другой стороны выбрать хорошую игрушку очень непросто, считает заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института Российской академии образования, профессор Елена Смирнова.

"Хорошей я называю ту игрушку, с которой удобно играть, которая развивает у ребенка игровую деятельность. Как известно, игра - это самый важный и полезный вид деятельности для ребенка", - отметила она.

Чтобы играть с игрушкой, она не должна быть наделена собственной активностью, считает Смирнова.

"Она не должна кричать, петь, махать руками, сосать и издавать какие-то собственные звуки. А современная игрушечная промышленность идет как раз в направлении технологизации. Эти игрушки бессмысленны для игры. Они сводят игру к примитивному нажимаю кнопок, к восприятию активности самой игрушки", - сказала профессор.

Такого же мнения ведущий эксперт Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек при МГППУ (Московском городском психолого-педагогическом университете), лауреат премии Грант Москвы, педагог - психолог высшей категории Елена Абдулаева.

"Родители часто ценят яркость, броскость игрушки, а потом очень разочарованы, когда она валяется, и ребенок выпрашивает новую. Все дело в скуке. Засилье интерактивных игрушек, которое сейчас есть, крайне неполезная вещь", - добавила она.

Говорящие интерактивные игрушки, во-первых, заменяют ребенку воображение, в то время как он может сам наделить куклу или зверя определенным тоном, интонацией, словами. "Во-вторых, они вытесняют и подменяют настоящее общение", - сказала Абдулаева.

Кроме того, сейчас появилось огромное количество "страшных игрушек", которые никак не ассоциируются у ребенка ни с образом человека, ни с образом обычного животного, отметила Смирнова.

"Постоянное искажение образа человека - это современная тенденция культуры не только в игрушках, но и в фильмах и даже в учебниках. Сейчас стало модно снимать фильмы о привидениях, вурдалаках, инопланетянах, вампирах", - сказала педагог.

"Кроме того, сейчас продаются игрушечное сердце, печень, много конструкторов, где нужно собрать человека из его внутренних органов. Для маленьких детей расчленение человеческого тела - это не предмет игры. И когда ребенок собирает, а потом разбирает человека - это ведет к разрушению его представлений о целостности самого человека, как будто его органы живут самостоятельной жизнью", - добавила профессор.

Место для фантазии

Полезные игрушки - это традиционные игрушки, в которые дети играли испокон века.

"Обычные куклы, мягкие игрушки, детские столовые приборы, солдатики, машинки. Потому что игра - это создание воображаемого пространства, мира и игрушка не должна ребенку в этом препятствовать", - сказала Смирнова.

Дети плохо играют в готовых домиках, поскольку это пространство неизменно и не предполагает подстраивания под нынешние нужды ребенка, оно быстро теряет новизну и ценность, считает Абдулаева.

"Ребенку нужны специальные предметы для конструирования "своего" пространства. Это могут быть ширмы, доски, подушки, покрывала", - добавила она.

В Англии, например, есть специальные магазины, где продаются "бросовые" материалы как предметы творческой игры и конструирования, отметила Абдулаева.

Если хотим, чтобы у ребенка развивалось воображение, у него должно быть мало игрушек, но для многих вариаций игры, считает она.

"Дети, которые живут среди избытка однообразных игрушек, они страдают от этого. Они все время неудовлетворенные, хотя у них, казалось бы, все желаемое есть. От того, что ребенок не может формировать творческий потенциал, умственные и волевые способности в свободной игре, он все время вял и недоволен", - сказала Абдулаева.

Сейчас игрушка перестала быть элементом игры, а стала свидетельством достоинства и элементом его имущества, отметила также Смирнова.

"Игрушки сейчас покупают не для того, чтобы играть, а для того, чтобы похвастаться. Детство охвачено этой рыночной стихией, у ребенка все больше и больше игрушек, в которые он не играет, которые просто лежат в его комнате как его имущество", - сказала она.

Смирнова считает, что сейчас родители откупаются количеством игрушек из-за недостаточного внимания.

"И по нашим подсчетам у ребенка в среднем в комнате более 200 игрушек. Реально использует он в игре порядка 5-6% от того добра, что у него есть", - пояснила Смирнова.

Она считает, что если у ребенка есть любимые игрушки, то их ему достаточно.

"Помощь взрослых не заканчивается предоставлением правильных игрушек. Важно дать игрушке жизнь, то есть ввести ее в игру, тогда ребенок с удовольствием подхватит это. Когда у ребенка получается что-то сделать самому, у него появляется блеск и радость в глазах", - заметила в заключение Абдулаева.

Метки:

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
eteri4ka
Jan. 17th, 2014 10:10 am (UTC)
Вот бы бабушкам давать читать такие статьи...
michellefedin
Jan. 17th, 2014 10:25 am (UTC)
Ну они думают, что если ярко, то значит понравится ))
я своим купила железную дорогу, но сделанную из дерева. Так они столько всего там умудряются строить, что у меня столько фантазии не хватило бы точно.
michellefedin
Jan. 17th, 2014 10:28 am (UTC)
а говорящую куклу забросили на второй день.
chiffa_chi
Jan. 17th, 2014 10:19 am (UTC)
Пожалуйста, уберите бОльшую часть текста под кат.
Спасибо.
michellefedin
Jan. 17th, 2014 10:22 am (UTC)
сейчас постараюсь это сделать )
michellefedin
Jan. 17th, 2014 10:27 am (UTC)
получилось ) Просто не знала как это делается ) помогли )
chiffa_chi
Jan. 17th, 2014 10:43 am (UTC)
Спасибо)) Так все мы и учились))
michellefedin
Jan. 17th, 2014 10:52 am (UTC)
))
a_neshka
Jan. 17th, 2014 10:36 am (UTC)
Совершенно согласна с текстом, сама интуитивно не покупаю ребёнку говорящие игрушки, всякие там "развивающие" азбуки, детские компьютеры и т.д. Может попозже, а сейчас, в 3г. 8 мес., ему однозначно хватает простых человечков, машинок, конструкторов для огромного количества игр..
michellefedin
Jan. 17th, 2014 10:51 am (UTC)
Кстати, еще никогда не смотрите на то, как развит другой ребенок и не надо гнаться за тем, чтобы ваш ребенок стал вундеркиндом. Все придет. Сейчас ему надо дать счастливое детство. Недавно открыла, что четырехлетняя племянница отлично умеет вырезать из бумаги. Немного посидела с ней и теперь вырезает четко по линиям. а раньше как-то и не думала, что в таком раннем возрасте они могут это делать. Главное, следить за всем этим процессом )
vika_1_2
Jan. 17th, 2014 10:50 am (UTC)
В принципе согласна. Только вот оловянные солдатики с ружьями - это 18 век. Для нынешнего времени - брр...
Лучше не надо.
michellefedin
Jan. 17th, 2014 10:52 am (UTC)
ну можно деревянных. Для мальчиков как раз подойдет строить атаки)
savage_sun
Jan. 17th, 2014 11:32 am (UTC)
и чем это плохо?
vika_1_2
Jan. 17th, 2014 11:42 am (UTC)
Тогда это было актуально, современно. Такие солдаты вправду ходили вокруг. Мальчики изучали ход разных битв, потом уже взрослыми воевали, становились генералами, совершенствовали стратегию и тактику.
Так же, как сейчас изучают... э... языки программирования наверно. Вырастают и придумывают фейсбук.
Надо, чтобы игра была актуальна для жизни, мне кажется.
savage_sun
Jan. 17th, 2014 11:49 am (UTC)
ээ. не понимаю, почему одно исключает другое. Стратегия и тактика нужна просто по жизни, а не только на войне, так не все ли равно как ее развивать?
vika_1_2
Jan. 17th, 2014 12:01 pm (UTC)
Ну, солдатики помогают изучать стратегию боя с уровнем военной техники 18 или 19 века, вот и все. Выстраивание в цепь, конная атака, и так далее...
Сейчас даже воюют совсем иначе, не говоря уж о прочих областях науки и жизни.
savage_sun
Jan. 17th, 2014 12:03 pm (UTC)
резонно ) а сейчас нет современных солдатиков с танками и автоматами? Я действительно не в курсе, но мне интересно :)
vika_1_2
Jan. 17th, 2014 12:05 pm (UTC)
"Морской бой" :)
michellefedin
Jan. 17th, 2014 01:04 pm (UTC)
Можно и в солдатиков дать поиграть. Может ребенок вырастет историком. или правда станет генералом пехотного войска. Это не лишне, на мой взгляд. И все же это история, ее тоже надо знать.

Edited at 2014-01-17 01:04 pm (UTC)
vika_1_2
Jan. 17th, 2014 01:42 pm (UTC)
Ага, сейчас - просто история. А раньше каждый первый мальчик хотел быть генералом :)
Вот интересно, что сейчас является аналогом такой славной карьеры и какие игрушки могли бы в этом помочь.
kriskuk
Jan. 17th, 2014 11:49 am (UTC)
Сейчас на мой взгляд вместо солдатиков можно играть например в освобождение спецназом заложников или например в эвакуацию жителей из какой-то опасной зоны. Если что это только теория, у меня девочка, при том маленькая )))
(Deleted comment)
michellefedin
Jan. 17th, 2014 01:02 pm (UTC)
Ребенку достаточно палки, чтобы он с ней начал играть. У детей очень хорошо развито воображение, их мозг еще не загружен реалиями мира и никто ему еще не сказал, что палка - это всего лишь палка. В его руках это может быть и меч, и волшебная палочка, и конь, да все что угодно. Это только потом мы ему говорим, что это есть на самом деле. Поэтому нужно ребенку дать возможность фантазировать. Но, конечно, тоже не перебарщивать с этим.
a_neshka
Jan. 17th, 2014 09:56 pm (UTC)
У нас тоже среди машинок затесалось две с моторчиками и музыкой. Включаешь, и они, фальшиво завывая, начинают, как эпилептики, кататься по произвольной траектории. Так сын потребовал убрать, выкрутить эти моторы. Сам катит куда надо!
katya_bbch
Jan. 17th, 2014 01:11 pm (UTC)
Заходя в детский магазин ужасаюсь куклам-ведьмам и откровенным секси. Барби на их фоне просто пупсик )) даже не спрашиваю, что в головах у производителей и у тех, кто покупает.
stratanaftka
Jan. 17th, 2014 06:38 pm (UTC)
ППКС!!! Спасибо, утащу к себе))
nastya_orl
Jan. 17th, 2014 06:54 pm (UTC)
Спасибо, очень просто и понятно - распечатаю бабушкам для ликбеза)
zparol
Jan. 18th, 2014 12:17 pm (UTC)
сейчас многие увлекаются домиками и семейками Сильваниан, а я, честно сказать, не понимаю. как в них играть. Там все готовое - двери, стулья, посуда... Просто фигурки с места на место переставлять? То ли дело у меня дочь возьмет своих пони и играет в любом пространстве - хоть папин стол, хоть мамино кресло. Немного фантазии - и вуаля)).
( 27 comments — Leave a comment )

Почему мы выбрали домашнее воспитание?

1. Мы верим, что дети - "награда от Господа", признаем появление ребенка как Божественное чудо
2. Мы уважаем в ребенке личность.
3. Мы ценим его уникальность и индивидуальность.
4. Мы признаем его право на детство.
5. Мы уверены, что ответственность за наших детей, их жизни, развитие и воспитание - целиком и полностью возложена на нас самих, их родителей.
6. Мы хотим видеть результаты своих усилий и получать плоды своего воспитания.
7. Мы считаем, что дети посланы лично нам, и должны воспитываться в семье, а не у чужих людей.
8. Мы уверены, что ребенок должен расти и воспитываться в атмосфере безусловной любви и абсолютного принятия.

Профиль

deti_v_semje
Дети в семье

Метки

Календарь

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com