aksik (aksik) wrote in deti_v_semje,
aksik
aksik
deti_v_semje

как развивать ребенка? дошкольники. часть 3

в первых двух частях о развитии дошкольника мы говорили о креативности и нравственности. Теперь переходим к личностной позиции. С трех лет (примерно), с печально знаменитого кризиса "я сам!!!" ребенок начинает осознавать свое "я" и считать себя подсознательно отдельной личностью (а не частью мамы). Чем, кроме постоянного попугайского "яканья", должно подкрепляться это ощущение? Что такое начало социализации? Это не только повозиться с другими детьми в песочнице, а обретение и принятие своей собственной социальной позиции. Дошкольник должен понять, что его отдельное "я" - это часть множества в обществе. Как мы помним, общество начинается в семье, то есть, ребенок должен получить новую позицию (по сравнению с предыдущими периодами) в семье, а затем уже заботиться о налаживании контактов вне. (Если не пройдена эта ступенька в дошкольном возрасте, будет мучительно больно в пубертате, поэтому сейчас, можно сказать, мы занимаемся профилактикой подростковых проблем). Как жил ребенок до желания все сделать самому и стать "заметной личностью"? За ним ухаживали, за него решали, его клали-сажали-ставили, ему давали, а он все это благосклонно принимал. Теперь у него просыпается новое желание - взаимодействие с миром переходит на новую ступень (должно перейти), с потребителя на созидателя. То есть, ребенок должен уйти из "центра мироздания", к которому все бегут и которому все несут, и перейти на позицию "даятеля". Начинается тот период, когда у ребенка появляются свои обязанности и ответственности за их выполнение. Кончился период "игры в подражание маме", когда малыш возюкал тряпкой туда-сюда, "помогая" маме и подражая ее механическим действиям неосознанно. Сейчас ребенок должен почувствовать, что это ЕГО дом, ЕГО семья, у него здесь есть свое МЕСТО и своя РОЛЬ. Понятное дело, что роль младенчика его уже не удовлетворит, ему нужно серьезное дело (как у взрослых, а не "убери свои игрушки") и серьезная ответственность (не бывает "не хочу" в выполнении серьезных дел, папа же не капризничает перед уходом на работу?). У него должна появиться постоянная обязанность, которую он регулярно выполняет и это отслеживается и контролируется (некоторые наивно полагают, что вдохновение делать что-то у ребенка продержится дольше одного дня. Ничуть не бывало - это уже дополнительная работа родителей, следить, как чадо относится к своему "взрослому" заданию). Пусть это будет какая-то мелочь, но обязательно заметная для всех и не бессмысленная, а практическая: расставить ровно обувь на полке, расстелить скатерь перед общим ужином, вымыть что-то, протереть и т.п. Дети обычно не рады заданию "убирать свои игрушки", лучше им поручить что-то из "взрослой" территории (если у вас уборка игрушек не вызывает взрывов, я могу поздравить :), у нас лучше сделаем 5 любых дел кроме одного этого). Часто нежелание прибираться в детской связано с тем, что в сознании ребенка его вещи - признак детской территории, что-то несерьезное, "маленькое". Как я уже написала, выполнение обязанности происходит не по вдохновению и не по спонтанному желанию, это постоянное дело, не отменяемое из-за "не хочу" и "а я уже начал играть", или бабушка подошла со своим "ой, да он маленький, как вы можете, сейчас я все сделаю, бедняжечка!" (заприте куда-нибудь бабушку и пусть делает сам :)). (Конечно, мы не рассматриваем случаи, когда ребенок болен и еще что-то серьезное). Что это дает ребенку? Как раз это дает переход на новый уровень, на новую позицию в семье - он уже тот, кто заботится о других, он "большой" (раньше был "маленький", и все заботились о нем, отношения в этом плане были односторонние).Ребенок подсознательно ощущает себя нужным и семье, и продолжаем далее - обществу. Социализация личности, как вхождение в общество, начинается именно здесь - в подсознании, а не в дверях школы! Слов для этого недостаточно (понятное дело, что родители всегда ему говорят, как его любят, как ему рады, но для того, чтобы возникло это ощущение важности своей роли в подсознании, одних слов недостаточно - дети гораздо лучше усваивают из действий, нежели вербально).

продолжение следует. предыдущие части, начиная с младенчества - по тэгу "развитие детей"
Tags: 3-6, Марина Озерова, нравственное воспитание, развитие детей, семья, социализация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments