aksik (aksik) wrote in deti_v_semje,
aksik
aksik
deti_v_semje

Category:

Как развивать ребенка? Дошкольники, 4 часть

В прошлый раз - http://deti-v-semje.livejournal.com/1904398.html#cutid1 - мы поговорили о том, что ребенок занимает новую позицию в семье: не только о нем заботятся, но и он заботится о ближних, у него появляются свои домашние обязанности и серьезные дела (связанные с миром взрослых, а не игровым).

Теперь нужно поговорить о том, что ребенок получает новую позицию и по отношению к обществу, у него появляются новые связи, новые межличностные отношения и новый статус.
Это особенно важно к концу дошкольного периода, к 6-7 годам, так называемому "кризису социализации". В этом возрасте родители готовят почву для того, как будет ощущать себя их ребенок в подростковый период. Один из факторов, влекущих подростков на разные неадекватные "подвиги" - желание проявить себя, показать свою значимость, свое место в обществе (чаще всего это неуправляемое желание выражается в негативной форме - вандализм или асоциальное поведение, например). Поэтому гораздо приятнее для обеих сторон, детей и взрослых, заниматься профилактикой этого и направлять ребенка изначально в позитивное русло, формировать у него ощущение нужности и необходимости в этом обществе, показывать ему адекватные способы самовыражения. Уже с того момента, как ребенок начинает себя осознавать отдельной личностью (примерно кризис двух-трех лет), важно давать ребенку право на участие в социальных отношениях. Нет, это не общение в детсадовской группе. Это возможность получить свою роль и свое место в системе макросоциума, во внешнем мире. При этом - позитивную роль, роль даятеля, а не эгоцентричного потребителя.
Елси лет сто, скажем, назад с этим не было никаких проблем - дети с малых лет участвовали в социальной жизни, то теперь они вынуждены занимать позицию "маленького ребенка" до совершеннолетия.
Что можно сделать для того, чтобы ребенок ощущал себя нужным не только в кругу своей семьи, но и в более широких границах? Ребенок умеет еще очень мало, но и из этих незначительных действий можно придумать "серьезные дела". Можно вместе посеять цветы у своего подъезда, можно сделать маленький самодельный сюрприз одинокой соседке, отнести игрушки в детский дом. В общем, любое дествие, которое сейчас посильно ребенку, направить на внешний мир, а не только "для личного пользования".
Как мы уже много раз говорили, ребенок в этом возрасте все понимает через действия, и такие простые занятия дадут ему очень много для самоутверждения и ощущения собственной значимости в "большом мире". Так постепенно формируется позитивная личностная позиция человека в обществе, а не желание делать все назло окружающим (как те подростки, которые громят детские площадки и вагоны метро).
продолжение следует. предыдущие части, начиная с младенчества - по тэгу "развитие детей"


Комментарии открыты, прошу делиться опытом по теме
Tags: 3-6, Марина Озерова, воспитание, общество, развитие детей, социализация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment