aksik (aksik) wrote in deti_v_semje,
aksik
aksik
deti_v_semje

Category:

Как развивать ребенка? 6-10 лет, часть 2

поговорим о так называемом кризисе социализации - кризисе возраста 6-7 лет

из всех кризисных периодов этот в теории представляется самым "притянутым за уши". С одной стороны, логично, что при переходе в новый статус (в позицию школьника) у ребенка наблюдается период адаптации. С другой стороны, в этом возрасте действительно меняется социальная позиция (независимо, идет ребенок в школу или нет. он просто подрос).
Суть в том, что прежние особенности контактов в обществе уже перестают удовлетворять ребенка. Если трехлетки могут по десять раз за короткую игру поменяться предпочтениями и ролями, и понятие друзей еще слишком поверхностно, то на этом возрастном этапе у ребенка уже установлены разные связи. Например, есть постоянные дружеские связи и поверхностные знакомства. Есть любимые друзья, есть приятели и просто такие знакомые, с которыми можно пообщаться от нечего делать. При этом, ребенок с одной стороны может уже устанавливать контакты без помощи взрослых, с другой стороны может непонятно отчего "впадать в ступор" от предложения "пойти познакомиться с этим мальчиком". В межличностных отношениях большую роль уже играет самоконтроль, а не контроль со стороны взрослых (то есть, если раньше взрослым нужно было постоянно разбирать конфликты, теперь дети обращаются к ним за помощью только в особо сложных случаях).

по поводу понятия социализации опять хочется напомнить, чтобы это широкое и глубокое понятие не приравнивали к хождению в садик или школу (новенькие, см. тэг социализация, будет яснее). Кризис социализации 6-7 лет означает, что ребенку уже "малы" предыдущие социальные роли, или их недостаточно. То есть, ему нужно не просто сменить роль (был нешкольник, стал школьник), а расширить его возможности. Школа устроена так, что возможности сужаются: ты теперь на десять лет обречен на одну роль, и все, не дергайся. От этой внутренней неудовлетворенности потихоньку копятся взрывчатые вещества на подростковый возраст, когда ребенок уже бунтует против одной наскучившей роли: "твоя задача сейчас только хорошо учиться! ты прежде всего должен... тебе поступать... это твоя обязанность..." и т.п. для ребенка 6-7 лет как раз важно расширить возможности, а не заточить его в темницу на десять лет. Теперь мы вернемся к тому, что писали про отношение к обществу на предыдущих возрастных этапах: ребенок хочет себя чувствовать "большим" и "нужным". Если можно, например, уже оставить его на площадке без мамы (не роль опекаемого малыша, а роль самостоятельного человека); давать ему новый уровень заданий (мне вот не хватает в окружающем мире мелких лавок, куда можно было бы послать ребенка за булочками или пакетом молока - я в 7 лет ходила в магазин, но тогда были "молочные" и "хлебные", а сейчас только супермаркеты). Также и на новом этапе должна происходить та самая забота о ком-то (мы писали, что ребенок должен научиться давать окружающим, а не только потреблять).

Также к проявлениям этого кризиса относят вдруг появляющееся манерничанье и кривлянье (не обязательно, но бывает) и отказы совершать давно усвоенные обыденные действия. Пугаться не нужно - как обычно, при переходе на следующий этап бывает маленький регресс, это как внезапные заморозки уже наступившей весной :)

Tags: 6-10, Марина Озерова, общество, психическое развитие, развитие детей, социализация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments