aksik (aksik) wrote in deti_v_semje,
aksik
aksik
deti_v_semje

Categories:

Как развивать ребенка? Возраст 6-10, часть 4, роль наставника

заканчиваем возраст 6-10, и теперь хотелось бы поговорить на тему, которая уже была заявлена в комментариях и постах - о роли наставника в жизни ребенка (в первую очередь данного возраста, но и вообще).
Если открыть любой советский и постсоветский учебник возрастной психологии, то в главе о младших школьниках всегда будет указано "роль учителя первична, учитель заменяет авторитеты родителей". Ну или другими словами, но суть такова - родители как авторитеты, наставники, воспитатели, источники информации уже не котируются, и все подобные функции целиком и полностью переходят к учителям, откуда следует, что ребенок развиваться, воспитываться и социализироваться может исключительно в коллективе. Все очень логично и стройно, особенно если учесть, что советские педагоги в жизни не видели детей, которые бы воспитывались вне коллектива своими мамами и папами, впрочем и своих детей эти самые педагоги отдавали в ясли и далее ради правильной социализации и принятия роли наставника. Это не очень честно по отношению к возрастной психологии, если рассматривали только один из возможных вариантов (а именно искусственную изоляцию ребенка от семьи и воспитание в коллективе). Давайте попробуем разобраться более объективно.
Во-первых, само утверждение, что семья теперь должна отойти на какой-то дальний план, а родители теряют авторитет - уже неверно и "притянуто". Она потому и отходит и они потому и теряют свои роли, что это искусственно создается с обеих сторон - с одной стороны наседают теоретически подкованные педагоги (читавшие идеологически правильные учебники), а с другой стороны и сами родители убеждены, что "раз он в школе, то школа его и воспитывает". Семья ни в каком возрасте не должна отходить на дальний план! Говорить это для возраста 6-10 лет настолько же абсурдно, насколько и для любого другого возраста. Увлечение советской педагогики поголовной коллективизацией дало свои горькие плоды - и сейчас многих взрослых тяжело убедить, что семья дороже коллег на работе или соседей по лестничной площадке. Ведь если человек в ссоре с соседями, он не бежит менять тут же квартиру. Если у него недоразумения с коллегой, он не подает в тот же миг заявление об уходе. Но любая мелочь в семейной жизни легко провоцирует развод как единственное решение проблемы. Итак - семья не может уйти на дальний план по сравнению с коллективом ни в каком возрасте, и уж тем более - в детском.

Во-вторых, сама роль наставника опять же с помощью учебников для студентов педвузов и отношения самих учителей довольно преувеличена. Свою роль сыграла здесь и особая ситуация с учителями в России в докомпьютерную эпоху - учитель мыслился единственным источником информации (вспомните народников), а чем меньше источников информации, тем более высока ценность каждого из них. Учитель - единственная надежда ученика освоить грамоту и "выбиться в люди".

В-третьих, искаженное представление о роли учебных учреждений уже в советскую эпоху. Школа фактически взяла абсолютно все функции семьи - не только образовательную, которая учебному учреждению по праву положена, но и воспитательную (что абсурдно по своей сути, и люди многие годы даже не думали насколько это чудовищная идея - лишить семью права воспитывать своих детей), и даже социализирующую (если поговорить с моими ровесниками, каждый вспомнит традиции садовских утренников или школьных вечеров, но при вопросе о семейных традициях большинство впадает в ступор).

Из этого следует, что неверное понимание роли наставника искусственно поддерживалось на протяжении довольно долгого времени в макро- и в микросоциуме, мы привыкли так думать, как про "необходимость" яслей и садика, и точка. Что есть на самом деле: если мы обратимся к традиционным семьям, то увидим, что роль наставника вполне была в жизни ребенка, и часто совпадала с нашими возрастными границами (например, отдавали мальчиков в подмастерья лет с 7-8). Но это не предполагало полной потери авторитета родителей и "отодвигания" семьи на дальний план. Более того, так или иначе первыми наставниками ребенка все равно были родители (не было семей, где дети не участвовали бы в бытовой деятельности взрослых и где бы ремесла не переходили от отца к сыну и от матери к дочери). С какой целью искали наставника для детей? С целью помощи СЕМЬЕ. Для чего ребенку учиться? Помогать родителям, а потом обеспечивать свою СЕМЬЮ. Вы почувствовали разницу? Этот наставник - лишь орудие в руках СЕМЬИ, он для нее, а не ребенок для него. Семья заинтересована в найме наставника, для своих личных целей, исходя из своих взглядов на воспитание своих детей. Что происходит в современном общественном сознании? Семья должна УЧИТЕЛЯМ предоставить хорошо подготовленного к школе ребенка, семья не имеет права вмешиваться в учебный процесс, предложенный УЧИТЕЛЯМИ (вы можете представить маму, которая пришла в школу и попросила отменить геометрию для своего ребенка исходя из личных причин?); на протяжении "возраста обучения" семья должна выполнять правила, продиктованные УЧИТЕЛЯМИ (от мелочей - внешнего вида ученика и до глобальных вопросов развития и воспитания). Отсюда мы имеем то, что имеем. Поэтому лично мое мнение по поводу роли наставника - да, она необходима и продиктована действительностью (даже при анскулинге обычные родители не могут удовлетворить самостоятельно всех образовательных нужд, так или иначе им нужны специалисты в требуемых областях знаний или ремесел). Но при этом семья диктует область влияния наставника, ему не передаются воспитательные функции, и уж тем более - авторитет. Это его узкая специализированная область, в которой он пользуется уважением семьи и доверием семьи, но не заслоняет семью.

для новеньких: остальные посты по возрастной психологии находятся по тэгу "развитие детей" или по моей фамилии.



Tags: 6-10, Марина Озерова, обучение, общество, психологическое развитие, развитие детей, семья, социализация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments