aksik (aksik) wrote in deti_v_semje,
aksik
aksik
deti_v_semje

Category:

детское и взрослое восприятие детской "помощи"

детское восприятие - неочевидное и необъективное

в комментариях ко вчерашнему посту меня более всего поразила позиция, что если попросить мальчика уступить место ПРОСТО женщине (которая не при смерти, не больна, не беременна и тп), то это лицемерие (!) и даже фальшивый поступок. Ну и дожили! Знаете ли вы, что по правилам хорошего тона мужчина (любой, если только это не немощный инвалид и не дряхлый старик?) уступает место ЛЮБОЙ женщине? Просто потому, что он - мужчина? А женщина при этом не должна быть обязательно старушкой на костылях? Она - дама, он - рыцарь.
Но еще огромная ошибка в том, что взрослые переносят свое восприятие на детей. Ребенок видит ситуацию совершенно по-другому. То, что для вас "Очевидно", ребенок может просто не понимать. Простой пример: участие маленьких детей в бытовых делах. Как видит ребенок: он горит желанием помочь маме, он вымыл две тарелки, поступил очень хорошо, мама должна быть довольна и рада! Как видит мама: он влез в раковину, разбил половину посуды, залил всю кухню мыльной водой, мешается на кухне... Да, мама видит совершенно объективно и по-взрослому. Так кто здесь прав? Мама должна отругать ребенка, сказать, что он сделал плохо и ей помешал? Нет, она должна постараться за этим "объективным" увидеть его чистый добрый МОТИВ, хотя действие, конечно, ему еще не удается. И похвалить МОТИВ ("Я рада, что ты хочешь мне помочь!") и похвалить ГОТОВНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ("как хорошо, что ты моешь посуду!"). Да, такая помощь доставляет маме лишние дела и хлопоты. Но поощрять ребенка необходимо именно на данном этапе, когда у него есть желание, но еще ничего не получается. Потому что, если погасить желание сейчас и "тыкать носом" в разбитые чашки и пролитую воду, можно задавить желание помогать и что-либо делать навсегда. Точно так же с любой другой помощью - маленький мальчик "помогает" так, что маме все время приходится расхлебывать :), но она его не ругает и не забивает желание помогать, а хвалит и поощряет. Так вот, когда мальчика просят уступить место женщине, принцип тот же - он испытывает гордость, что это ОН может помочь, он может быть сильным мужчиной, даже если это необъективно. Какой же мужчина в пять лет? Тем не менее, мы подчеркиваем маскулинные черты? Мы знаем, что они не начнут развиваться в день совершеннолетия, а собираются "по капельке", постепенно, позиция формируется годами? Вот поэтому советую пересмотреть не только тему "уступания места" с этой точки зрения детского восприятия - может быть, таким отношением мамы где-то гасят проявления маскулинности? "ты же маленький? я сама сделаю лучше? отойди, ты еще не умеешь? да это никому не нужно?"
и потом те же мамы жалуются на мужей? что они не хотят помогать и не видят трудностей жены?

Tags: Марина Озерова, восприятие, гендерные роли, нравственное воспитание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments