?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А вы читали замечательные книги Ирины Стальковой "Шестеро в доме, не считая собаки" и "Материнство"? Книги были написаны еще в 80-х годах, но и сейчас они читаются как современные, захватывающие и очень талантливые. Небольшая справка: Ирина - мать пятерых детей, воспитывающая их одна, при этом работающая преподавателем в университете. Ни один из ее детей не ходил в детский сад. Вот именно главу про детский сад я и предлагаю вам прочесть.

Мы не ходим в детский сад

Я уже говорила о наших семейных принципах и о том, что первый из них — равенство. Детей в семье много, значит, вопрос о воспитании коллективизма, о том, как все разделить на всех, решается ежедневно в рабочем порядке, без помощи яслей и детского сада. И вот почему. Хорошо, что нам не дано слышать того, что происходит за соседней дверью, а тем более в соседнем подъезде, а то утро мы все проводили бы под оглушающий рев, под тихий скулеж, под горькое рыдание, под выматывающий душу плач детей, собираемых в их сад. Да, кому-то повезло больше — и садик ничего, и воспитательница неплохая, так что иногда начинает казаться, что в целом-то все поправимо: вот наступит светлое завтра, воспитателям прибавят двадцатку, все обрадуются и повеселеют — и в садике будут цвести цветочки.
Можно еще хозрасчет ввести, можно сделать все детсады ведомственными или, наоборот, заменить все ведомственные на кооперативные, можно разрешить родителям и детям выбирать воспитателя, все это, конечно, хорошие вещи, хотя боюсь, что придется нам тогда не только воспитателя выбирать, но и заведующую садом, а также РУНО, ГУНО и т. д.

Но может быть, есть смысл посмотреть на детский сад как на явление, не зависящее от хорошей Марьи Петровны или обыкновенной Татьяны Павловны. Давайте посмотрим на детский сад с точки зрения ребенка. Что это такое для нашего сына или дочери? Работа? Но в нашей стране 8-часовой рабочий день, а не с семи утра до семи вечера. Отдых? Пробовали ли уважаемые родители отдыхать хотя бы месяц в одной комнате с тридцатью соседями? А не хотите попробовать? Так весело, интересно, и с вами будет массовик-затейник, он научит вас плести макраме, вязать, ходить парами на прогулке, петь, танцевать, любить животных. А дети — и год, и два, и три, да еще и без отпуска, потому что летом они едут с детским садом на дачу, где отдыхают и вовсе круглосуточно. Человек — животное общественное, но не стадное, нельзя ему все время быть на людях, он должен быть и один. Сейчас наконец-то заговорили о том, что воспитанники детских домов отстают в развитии, в частности, потому, что не имеют возможности для уединенной душевной работы. Но чем так уж принципиально отличается жизнь родительского ребенка, живущего по маршруту ясли — сад — продленка, от сиротской? И стоит ли удивляться родителям шестнадцатилетнего подростка, что они не понимают друг друга, он какой-то чужой? Весной — зимой — осенью он воспитывался общественно, а летом давал маме-папе отдыхать — ездил в лагерь, так они и в самом деле слабо знакомы — родители и их акселератное дитя: ни старшие не умеют поговорить с ребенком (не научились за 16 прожитых врозь лет), ни он не умеет общаться со взрослыми — воспитатель, если очень постарается, успеет вытереть нос, но не поговорить «по душам» с четырехлеткой — да и какая там у него душа, есть ли она?

Итак, первое — совместное постоянное проживание 30 с лишним детей — тяжелая психологическая нагрузка на ребенка, и никакой воспитатель, хоть бы и гениальный, тут не спасет.

Второе — раздельное постоянное проживание ребенка и родителей создает серьезные трудности для их взаимопонимания, для возникновения душевной близости. «Облегчая» жизнь семьи сейчас, «отдельность» отзовется новыми острыми проблемами в будущем, которое обещало быть счастливым: «вот вырастет…»

Сейчас много говорится и пишется о милосердии, вернее, о его отсутствии в отношении к старикам. И мне всегда хочется спросить: не ходила ли та бывшая девочка, которая сейчас отправляет свою маму в Дом престарелых, в детский сад? А если ходила, то какой с нее спрос? Тогда у мамы было много важных дел, ребенок ей мешал, а нынче у дочки работа, то да се, а тут еще старуха под ногами путается. Да разве плохо в Деддоме? Там уход, там ее ровесники, а мы будем навещать. Причины и следствия не обязательно стоят рядом, бывает, они разделены долгими годами, но ведь дети действительно наше будущее, это не простая фраза.

Мне рассказала одна женщина, как утром пятилетний малыш плакал: «Мама, побей меня, чтоб я захотел идти в садик». И ведь она его все равно туда отвела, не разорвалось сердце. Он привыкнет — но хорошо ли, что привыкнет осуществлять задуманное невзирая на слезы близкого человека?

Третье — постоянно общаясь только со сверстниками, ребенок испытывает трудности при разновозрастном общении. Он может обидеть младшего (второго ребенка в семье), так как не понимает, что в нем хорошего — такой глупый, ничего не умеет, а лезет! — его не научили. При этом сам легко поддается влиянию старшего — он привык, что им командовали: «Иванов, не отставай!» Уверены ли вы, что диктат старших будет всегда со знаком плюс?

Четвертое — садовский ребенок выключен из семейной жизни, он не знает ее радостей и забот, он привык, что его обслуживают — кто-то купил еду, кто-то приготовил, кто-то убрал — ребенка это не касается. семье, особенно в большой семье, проблема трудового воспитания решается принципиально по-другому. Мои дети знают: колбаса растет не в холодильнике, и у батонов нет ножек, они сами домой не приходят. Не успели купить хлеба, стало быть, будем есть без него. Я ушла на работу — они и сготовят, и посуду помоют, и малыша переоденут. Не знаю, считать ли это производительным трудом или общественно полезным, но убеждена, что и мальчикам и девочкам пригодится в жизни умение сварить кашу и испечь пирог, выстирать детские штанишки и сменить кошке песок. Любовь к животным, как и любовь к людям, включает в себя не только поэтическое сюсюканье, но и вполне прозаическую «грязную» работу. Шестилетняя Маня прибегает с улицы: «Мама, у нас есть деньги? Там вишню дают, я очередь заняла». Она уже мне подспорье: и инициативу и предусмотрительность проявила — очередь заняла, и о деньгах подумала, и о том, что вишни — это общее удовольствие, и меня от стояния в очереди освободила.

Четырнадцатилетний сын всерьез увлекается техникой и с удовольствием взбивает миксером яйца для торта, который тринадцатилетняя Настя печет по книжке. Ничего необыкновенного — мы так живем всегда, заботы общие, я даже не делюсь этими заботами с ребятами, а мы делаем одно дело, вот и все.

О пятом — болезнях — я говорить не буду, так как об этом говорится в 90 % писем и статей. Когда-то я сделала едва не ставшую трагической попытку отдать годовалого сына в ясли, он проходил два полдня, а ночью вызвали «скорую». Тогда я и решила: «Лучше я буду сидеть со здоровым, чем с больным». Все мамы сидят время от времени с больным малышом, и все знают, что с ним труднее: и жалко его, и капризничает-то он, и плачет, и не ест, и не спит — намучаешься. И у меня дети, конечно, болеют, но все же не так часто, хотя есть и свои трудности — болеют оптом.

Что касается «полноценного» воспитания в детских садах, даваемого профессиональными воспитателями, то сводится оно к рисованию картинок, заучиванию жутких по художественным достоинствам стишков и абсолютному отсутствию реакции на слова взрослого человека. Последнее естественно: если ребенок и может сохранить душевное здоровье в той жизни, которой он живет до школы, то только постоянным сопротивлением среде. Когда старший сын пошел в школу, он был поражен: «Мама, учительница сказала, что надо после звонка встать возле своей парты, почему же они все бегают и кричат?» А потому, что, с одной стороны, ребенок привык пропускать слова взрослого мимо ушей, а с другой стороны, привык слушаться окрика.

Может быть, давайте теперь признаемся себе — детский сад плохо в принципе, и никакие повышения зарплат проблему целиком не решат. Так что ж, не отдавать туда своих детей? Да, не отдавать, если есть хоть малейшая возможность оставить ребенка дома, в семье. Надо, мне кажется, создавать такое общественное мнение: детский сад — крайний случай. Крайний! А сейчас бытует совершенно другой взгляд: детский сад — норма, притом обязательная, там ребенку хорошо. Меня, бывает, спрашивают, не отстают ли мои дети в развитии, ведь они не посещают сад. Этот взгляд — мол, рожать в роддоме, а воспитывать в саду — отражен даже в розово-голубом фильме «Однажды 20 лет спустя». Уж там и мать — идеал, и дети в сад ходят, значит, так и должно быть. Но ведь она не работает! Почему же тогда отдавать куда-то малышей?! Зачем?! А ни зачем — все отдают.

Обычная ситуация: в семье второй ребенок, мать полтора года дома, а старший — в саду. «Но мне будет трудно с двумя!» У меня — пятеро, из которых никто и никогда не ходил в детсад, причем ни бабушек, ни тем более нянь у нас сроду не было, так что я, мне кажется, имею право сказать: не очень трудно, гораздо легче, чем с одним, а если и чуть труднее, то не человечнее ли взять эту трудность на себя, а не спихнуть ее на старшего ребенка — но ведь маленького же! Напротив меня, через площадку, живет тоже семья, где пятеро малышей, и тоже никто в сад не ходит, а оба родителя работают, и бабушек нет, они выкручиваются по-другому — работают в разные смены, зато помощников у них, как и у меня, — пятеро.
группе 30 человек — по крайней мере 10 из них могли бы не ходить в сад. Так оставшимся было бы легче, и воспитателю было бы легче, пусть проблема и не решилась бы полностью, но все же хоть остроту потеряла, к тому же без дополнительных затрат. Женщина меняет профессию и идет воспитателем в сад, чтоб туда взяли ее ребенка, — какой-то странный, фантастически нелепый выход из положения. Все равно меняет профессию, так не лучше ли сменить ее на такую, чтоб быть самой весь день со своим личным ребенком, а работать, например, вечером, когда муж приходит с работы? Или утром, как моя соседка, пока муж еще не ушел? Или надомно, или по договору, или еще как-то. Мне постоянно твердят: «Как вам трудно!», так у меня всего-то пятеро и своих, а у воспитателя 30 и чужих! Хоть тысячу рублей в месяц заплати — материнского тепла дети недополучат. Да еще если свой среди этих 30 — это вообще безнравственно: приласкать его чуть больше на глазах у неласканных — плохо, а не приласкать, отпихнуть, как чужого, — за что?

И первое, и второе, и пятое — это все минусы, а плюс у детского сада один — мама спокойно работает, пока дитя то ли работает, то ли отдыхает, то ли воспитывается, то ли наблюдается, в общем, живет-поживает.

Но так ли уж спокойно работают все мамы, «сдавшие детей», по какой графе подсчитаем их раздражение, срываемое на коллегах по КБ и клиентах прачечных, пассажирах автобусов и соратниках-соседях по стоянию в очередях?

Альтернатива, которую я вижу нынешнему детскому саду, — семья: мама, папа, братья и сестры, занимающиеся общим делом — воспитанием друг друга, связанные крепче крепкого общей жизнью, общей работой, общей любовью.

По ссылке можно прочесть книги целиком http://flibusta.net/a/65917

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
danilana
Mar. 31st, 2014 11:28 am (UTC)
Спасибо вам большое!

Если это уместно, дайте ссылку на эти книги. Я вот нашла вот тут
http://flibusta.net/a/65917
danilana
Mar. 31st, 2014 11:30 am (UTC)
Уточню. Если посчитаете нужным, добавьте эту ссылку к своему посту. Вдруг кто-то сразу пойдет читать. Как я, например) спасибо вам)
loves_bach
Mar. 31st, 2014 11:49 am (UTC)
С удовольствием добавлю.
dashutka25
Mar. 31st, 2014 11:54 am (UTC)
Спасибо!
marishenkapsy
Mar. 31st, 2014 12:18 pm (UTC)
Браво!Спасибо Вам!
aksik
Mar. 31st, 2014 12:29 pm (UTC)
Какая смелая женщина так писать в то время!
karmit
Mar. 31st, 2014 03:39 pm (UTC)
Да, я как раз читала все это тогда, когда вышло - в 1988 году. Она еще пишет, как ее порицали за то, что у нее пятеро детей, и муж ушел по этой же причине :(
А самое грустное, что ничего не изменилось, как будто сейчас все написано.
call_me_snork
Mar. 31st, 2014 06:54 pm (UTC)
Вот кстати да. Кроме "тысячи рублей" всё ну очень знакомо. Всё та же песня.
shoshana_flor
Mar. 31st, 2014 07:43 pm (UTC)
И дач садовских вроде нет сейчас.
И группы несколько поменьше... были одно время, так?
call_me_snork
Mar. 31st, 2014 07:47 pm (UTC)
Дач вроде нет, точно. Группы у нас на районе 25-30 человек.
Да я когда двух трехлеток вижу, носящихся вместе, я уже не вижу особой разницы между 20 или 30, если честно.
d_a_r_i_n_k_a
Mar. 31st, 2014 01:00 pm (UTC)
Я вот тоже вроде и поставила своих на учет в садик, но рука не поднимается их туда отдать... Лучше я пролечу свои нервы и мозги, и буду спокойная и уравновешенная с детьми... Чем отдавать их не пойми куда и не пойми зачем.... Хотя вот старшая (ей 4,4) просится в сад... О садике она знает совсем немного. Походили мы как-то в садик 4 дня...
tata_rossi
Mar. 31st, 2014 01:31 pm (UTC)
Как смело для тех времен.
andymam
Mar. 31st, 2014 03:03 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно.
vredina62
Mar. 31st, 2014 06:06 pm (UTC)
Некоторое вижу лукавство. Автору честь и хвала, что смогла обойтись без сада (хотя и не очень понимаю как, но наверно пойму, когда прочту книгу). И в чём я её полностью поддерживаю, так это в том, что сад - крайняя мера. Самая крайняя. Если больше нет никаких путей растить мелкого.
НО! Сравнение с детдомовцами? Отсутствие самостоятельности, социализации? Увольте. Знаю по своей семье. Растила детей одна с тех пор, как младшей исполнилось полтора года. Мои были дома, пока удавалось так построить жизнь. Когда пришлось отдать в сад им было 6-4-2. И как ни странно - и готовят с ранних лет, и в магазин - спокойно, и друг другу помогали - всё как у любых нормальных ребятишек. И в 5-6 лет могли точно так же задуматься о том, что нужно для дома. А когда я впервые серьёзно заболела, да с многодневной высоченной температурой, 12-летний на тот момент сын взял на себя полностью ответственность за сестёр, семейную кассу и за уход за мною. И справились на ура. А ведь садовские детки.
Так что если автор хочет быть услышанной и понятой, хочет чтобы книга помогала родителям - стоило бы не утрировать и не пугать тем, чего нет.

Edited at 2014-03-31 06:08 pm (UTC)
nadezhda_bl
Apr. 1st, 2014 08:25 am (UTC)
Мне кажется, что важен и старт, ваши все-таки не с 3 месяцев в яслях (как в некоторых странах, и у нас даже было). И старший все-таки до 6 лет аж был дома- научился, напитался семейным бытом, остальные на него ориентировались.
А в советское время были и пятидневки, и те же летние дачи/лагеря, где дети были как раз как в детдоме, родителей вообще не видели.
Так что мне очень понятно сравнение с детдомовцами.
Но опять же от родителей тоже многое зависит, например, будут ли силы вечером хотя бы несколько часов уделить детям, поговорить по душам, позаниматься вместе домашними делами или прогоняют в свою комнату и чтобы не мешался, ведь надо отдохнуть после трудного дня...
vredina62
Apr. 1st, 2014 03:54 pm (UTC)
Старт важен, но то, о чём Вы пишете во второй части коммента - важнее всего. Не количество, а качество общения. Очень разные бывают жизненные ситуации. Но даже если дитёнок на пятидневке - весёлые мамины записочки с рисунками, открываемые перед сном по одной в день - это уже спасение. Три минуты колыбельной с маминой или папиной ладонью под щекой - уже много для осознания защищённости. И это намного больше, чем 24 часа с мамой, которую убедили, что если меньше 24 часов - то это страшный вред ребёнку, но которая не знает, чем с ним заняться и раздражена поэтому и изливает раздражение на малыша. Мне например стало как раз неожиданно легче, когда мы стали с детьми общаться меньше, но качественней, успевая за полдня соскучиться друг по другу.
Ещё интересное наблюдение. Самое лёгкое вхождение в коллектив ровесников было именно у младшей, попавшей в сад в 2г3мес (но и сад и группа были хорошие). Старшим в 4,6 и 6 - было приспособиться значительно сложнее. Для современных принципов парадокс , но слова из песни не выкинешь.
И ещё. Само сравнение пятидневки с детдомом - идиотизм. При любой пятидневке родители - ЕСТЬ. Не алкаши, не бандиты, не лишены прав. И это главнейшее отличие. То есть дитёнок имет семью и дом и твёрдо знает - на выходные он туда вернётся. Сравнивать это с детьми, которым возвращаться некуда - это не прост о некорректно. Это намеренное и совершенно бесчестное передёргивание фактов.

При всём этом всё равно поддерживаю мысль, что сад - крайняя мера, допустимая только в безвыходном положении.
storona_ot
Apr. 1st, 2014 04:20 pm (UTC)
сравнение пятидневки с детдомом не идиотизм и не передёргивание. если ребёнок в режиме пятидневки живёт долго, то по долгосрочным последствиям для развития это сравнимо с детдомом. это информация не от меня, а от человека, который уже много лет занимается реабилитацией детей с особенностями в развитии. да, дети разные и семьи разные, кто-то устойчивее, кто-то нежнее, у кого-то в семье отношения крепче, у кого-то все более разрознены, но режим, когда ребёнок до 7 лет вне семьи находится существенно дольше, чем в семье - неестественен, это стрессовый фактор сам по себе.
vredina62
Apr. 1st, 2014 04:49 pm (UTC)
Само собой это сильный стресс и очень вредно, чудовищно вредно. Но всё равно: ребёнок, понимающий, что он один на свете и у него нет никого, кому нужен лично он, и реб1нок, знающий, что он точно в выходные придёт в свой дом и будет с родителями - это две огромные разницы.

И ещё. Мне очень не нравится, когда в отдавании на пятидневку обвиняют родителей. Как будто всё то поколение - равнодушные люди, не любившие детей. Да выхода у них просто не было! Единицы родителей отдавали на пятидневку "чтоб не мешался". Остальные - от безысходности. Это препод МГУ приходила каждый день вечером домой. А те, кто менно работали на предприятиях? А санитарки, медсёстры? А одинокие мамы, подрабатывавшие по ночам? Стописот причин, и основная - выживание. Неужели это реально не все понимают? ладно, современные молодые мамы - они этого не пережили, и это огромный плюс, что не пережили. А те, кому за 40 и за 50 - мы же все в этом росли! мы же помним, как "просто" жилось нашим родным. Я живу в доме, куда переселяли людей из бараков, где жизнь была (по рассказам соседок) - по 3 семьи в комнате, перегороженной занавесочками. Да этим людям земной поклон, что смогли в таких условиях вырастить детей и дать им образование. Нельзя судить тех, кто был до нас, не прожив их жизнь. Несправедливо и нечестно.
storona_ot
Apr. 1st, 2014 05:37 pm (UTC)
ну, я лично не сужу и другим не советую, хотя меня отдали (не на пятидневку, а бабушке на несколько лет) именно "чтоб не мешалась". другие аргументы вполне понимаю, этот - не очень.
про пятидневку и детдом - я и говорю, что разным детям оказываются важнее разные акценты: кого-то больше поддерживала и укрепляла мысль об обязательном возвращении домой, а кого-то выносило слишком долгое отсутствие родителей. ну, и "периоды восстановления" дома в семье у всех же по-разному проходили. в каком-то смысле (не во всех, разумеется) сравнить их можно.
vredina62
Apr. 1st, 2014 07:13 pm (UTC)
Про "отдали чтоб не мешалась" - вообще речи нет, это ужасно(((
nadezhda_bl
Apr. 2nd, 2014 07:35 am (UTC)
Мне кажется, все логично. Младшие приходят в новую группу, где все новвенькие, а старшие в уже сложившийся коллектив, да и младшим не привыкать быть в группе.
Что легче тоже понятно, и общение ценится наверное больше детьми. Я вот ро это все думаю, но не создавать же нарочно жесткие условия, чтобы сын ценил что имеет.... И вот мой старший за 24 часа не может насытиться мной...
Elena Kotelnikova
Apr. 1st, 2014 05:25 am (UTC)
Дала даже дочке почитать, авось пригодится на будущее. Она сказала - жизненно!..
( 22 comments — Leave a comment )

Почему мы выбрали домашнее воспитание?

1. Мы верим, что дети - "награда от Господа", признаем появление ребенка как Божественное чудо
2. Мы уважаем в ребенке личность.
3. Мы ценим его уникальность и индивидуальность.
4. Мы признаем его право на детство.
5. Мы уверены, что ответственность за наших детей, их жизни, развитие и воспитание - целиком и полностью возложена на нас самих, их родителей.
6. Мы хотим видеть результаты своих усилий и получать плоды своего воспитания.
7. Мы считаем, что дети посланы лично нам, и должны воспитываться в семье, а не у чужих людей.
8. Мы уверены, что ребенок должен расти и воспитываться в атмосфере безусловной любви и абсолютного принятия.

Профиль

deti_v_semje
Дети в семье

Метки

Календарь

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com